среда, 9 сентября 2015 г.

Новые образовательные стандарты

Назначение государственных образовательных стандартов
 Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.
В настоящее время стандарты должны выступить:
            - инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
            - средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
            - фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
            - одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

Функции стандарта:
            - обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования»;
      - - обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране;
            - - обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
- критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования;
            - повышение объективности оценивания реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов.

      Стандарт как инструмент реализации государственной политики
в области образования
Изложенное выше, в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.
            1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.
            2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.
            3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.
            4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.
            5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.
            6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.
            7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.
            8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

Статус государственного стандарта общего образования
Миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т.е. высших органов исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно-правовых документов системы образования.
Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
            На основе (с учетом) образовательного стандарта проводится разработка:
            - примерных (базисных) образовательных планов и программ;
            - системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;
            - положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям;
            - экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;
            - системы аттестации педагогических работников;
            - контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;
            - подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.



Комментариев нет:

Отправить комментарий