Назначение государственных
образовательных стандартов
Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным
образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение
образовательных стандартов.
В настоящее
время стандарты должны выступить:
- инструментом организации и координации системы
образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием
оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям
образования;
- средством обеспечения единства и преемственности отдельных
ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
- фактором регулирования взаимоотношений субъектов
системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей
образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с
другой;
- одним из ориентиров создания современной инфраструктуры
образования.
Вместе с тем
новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации
традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования
деятельности системы образования.
Функции стандарта:
- обеспечение
права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении
посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для
каждого гражданина «получения качественного образования»;
- - обеспечение единства
образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию
образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия
механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в
стране;
- - обеспечение преемственности основных образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего,
начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования;
- критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира,
равняясь на который развивается система образования;
- повышение объективности оценивания
реализация
которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы
контроля и оценки качества образовательных результатов.
Стандарт
как инструмент реализации государственной политики
в области образования
Изложенное
выше, в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики
в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.
1. Создание условий равных возможностей осуществления
права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам
обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной
деятельностью.
2. Взаимное согласие общества и государства в области
разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов.
Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов
как государственной нормы на основе общественного согласия.
3. Достижение нового качества общего образования в
Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности,
продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую
культуру.
4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в
области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства
обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов
образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности
для получения качественного образования.
5. Государственный контроль и ответственность за
полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах
государственных образовательных стандартов.
6. Гуманистический характер содержания стандарта,
ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина,
становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов
норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в
демократическом обществе.
7. Сохранение единства образовательного пространства
Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем
как условие устойчивого развития образования многонационального российского
государства.
8. Обеспечение прав обучающихся на качественное
образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их
труда.
Статус государственного стандарта общего образования
Миссия
стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к
компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т.е. высших органов
исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в
системе нормативно-правовых документов системы образования.
Характеризуя
статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего
законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим
нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации
определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих
деятельность системы общего среднего образования.
На основе (с учетом) образовательного стандарта
проводится разработка:
- примерных (базисных) образовательных планов и программ;
- системы оценки соответствия содержания и качества
подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в
процессе аттестации выпускников в различных формах;
- положения о рекламации на качество образования и (или)
несоответствие качества образования установленным требованиям;
- экспертизы учебников, учебного оборудования и средств
обучения для общеобразовательной школы;
- системы аттестации педагогических работников;
- контрольных измерительных материалов для объективной оценки
и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской
системы оценки качества образования;
- подходов и методики расчета механизмов бюджетного
финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий